В красивых обсуждениях законов говорят о букве и духе. В традиционной практике обсуждают букву – что и как определить, что и как будет или не будет работать. Меня очень беспокоят поправки в закон «Об образовании в РФ», которые связывают с новым нормативным понятием «просветительская деятельность», хотя речь там не только о ней.
В этих поправках многие критикуют букву закона – я считаю, очень правильно. У меня большие претензии к этим буквам. Но больше всего меня беспокоит новый дух, который передаютнекоторые из поправок. Причем это именно те поправки, ради которых, вероятно, написали все остальные буквы.
Считаю совершенно недопустимым, чтобы в законе об образовании появлялись тезисы, которые придают процессу признаки вреда. Не может быть образовательный процесс вредным – в принципе! Это переворачивает наизнанку весь закон, всю нормативную основу системы образования.
Образование – это не зазубривание формальной информации для сдачи итогового экзамена, хотя в деятельностной практике именно этим занимается подавляющее большинство. Как бы даже они не стремились получше сдать экзамены, они выстраивают свое представление об окружающем мире и о своем месте в нем. Картина мира – это цель и смысл образования. Это позитивный процесс. В нем нет и не может быть вреда.
Да, картины мира могут быть разными. Соперники или даже враги потому и находятся на полюсах состязания, что имеют разные картины мира, и каждая сторона отстаивает правоту своей картины мира. Но обе правы. Смысл жизни в состязательности.
Нельзя запрещать построение любой картины мира, провозглашая ее вне закона. Запрещать можно только реальные действия в отношении других людей. Отстаивать свою картину мира надо в соревновательности.
Картина мира, опирающаяся на традиционные для нас ценности и так находится в приоритетной позиции, ибо порождена теми же людьми, которые учат в школе, отдают в школу, ждут после школы. Декларация иных картин мира запрещенными, осознанно или нет, демонстрирует слабость своей картины мира, полагая, что даже в таких выгодных условиях ей угрожает иная картина мира.
Образование не единственная сфера деятельности и не основная. Более того, она дополнительная, вторичная относительно базовой деятельности, где происходят основные созидательные процессы. Основной процесс обмена конкурирующей информацией происходит в бытовой информационной среде, в сети интернет и в СМИ. Эти процессы регулируются другими законам, прежде всего «Об информации», «О рекламе» и др. Вот там регулирование информации гораздо более адекватно. А в системе образования должны формироваться навыки дискуссии и интеллектуальной соревновательности.
Если же обсуждать букву, отмечу два аспекта:
- В образовательную деятельность вносится ужесточение регулирования по нескольким направлениям, которое не может серьезно помешать потенциально возможным нежелательным воздействиям, но серьезно осложняет бюрократическую часть нормальной работы.
- В сферу образования вносится нормативно-бессмысленное архаичное понятие «просветительской деятельности», которое имеет иную культурно-историческую коннотацию и которое не может быть разумным образом отделено от образовательной и информационной деятельности, не говоря об аналогичном аморфном понятии «пропаганда».
Что лучше в этой ситуации:
- признать ошибочность законопроекта на завершающем этапе?
- или сделать вид, что так и надо, раз уже прошло два чтения?